Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга

 

Директор:
Малютина Ирина Ивановна

Адрес:
460050, г. Оренбург, ул. Новая, д. 12/3

Телефон: (3532) 43-04-07
Эл. почта: iu04@mail.orb.ru

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В.В. Шляпникова, учитель физкультуры, к.п.н.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга

shlyapnikovav@mail.ru

 

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в семье

 

Значение семьи в жизни человека велико и многогранно, именно в семье, в первом и главном социальном институте воспитания личности формируются и реализуются отношения с внешним миром. Семья относится к категории личной и общественной ценности.

 

Все члены одной семьи влияют друг на друга постоянно [5], поэтому они похожи поведением, особенностями быта, манерой общения, общим отношением к окружающей действительности. Все семьи разные, но каждая семья должна способствовать всестороннему развитию личности каждого члена семьи.

 

Появление детей в семье – это яркая пора в жизни каждой семьи, сопровождающаяся нормативными кризисами [2]. При рождении ребёнка супруги сталкиваются с разными кризисными положениями. Основные из них: принятие факта появления нового члена семьи, принятие родительских ролей и изменение дистанции между супругами [3]. Даже если супруги готовились к важному событию, кризисные положения могут спровоцировать ряд негативных поведенческих реакций. Супруги могут осознать, что не готовы проститься с привычным образом жизни, тяжело переживать отсутствие свободного времени, необходимость отложить достижение поставленных целей на более поздний срок и прочие.

 

Тем не менее, будущие родители готовятся к новому этапу своих отношений, к новым обязанностям, перестройке своего образа жизни. Чаще всего, ожидание нового члена семьи воспринимается как чудо. Супруги размышляют о его будущей жизни, о том, на кого будет похож малыш, думают про образовательные учреждения и т.д. Приходит время, и на свет появляется ребёнок, которого родители ожидали с нетерпением.  Данное событие иногда сопровождается сообщением медицинских работников о том, что у ребёнка есть отклонения в состоянии здоровья. В таком случае жизнь родителей буквально переворачивается, рушатся их планы, мечты, появляется чувство тревоги, отчаяния. Если родители примут этот факт и не отдалятся от ребёнка, то «особенный» малыш будет жить в родительской любви и помощи [6].

 

В жизни каждой семьи бывают радостные и печальные житейские ситуации. Необратимые жизненные трудности нужно пережить и принять. Так американский психолог Элизабет Росс выделяет 5 стадий принятия неизбежного; 1 - шок, отрицание; 2- гнев; 3 - торг; 4 - депрессия; 5 - принятие. У каждой стадии своё время.

1 стадия - шок, отрицание. Это естественная реакция родителей на обрушившееся несчастье, им не хочется в это верить.

2 стадия - гнев. Родители ищут виновных. Виновными в их ситуации могут оказаться хоть кто и хоть что.

3 стадия - торг. Родители стараются что-то сделать хорошее и полезное для других, в надежде, что ситуация с их ребёнком изменится к лучшему.

4 стадия - депрессия. Проделанная бурная деятельность не изменила ситуацию, жизненных сил нет, жизнь кажется несправедливой.

5 стадия - принятие. Принимая ребенка таким, каким он есть, раскрывая его другие способности, родители замечают, что есть жизнь вокруг. Родители радуются достижениям ребенка.

 

Учителю при общении с родителями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо понимать, на какой стадии находятся родители (родитель). Только учитывая все обстоятельства, можно выстроить плодотворную работу.

 

Значение физического воспитания для растущего организма трудно переоценить, тем более, если ребенок с нарушением зрения стойкого характера. У таких детей наблюдается отставание в психофизическом развитии от сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

 

Для детей с нарушением зрения свойственно следующее:

- снижение показателей всех физических качеств;

- несоответствие роста и веса возрасту;

- своеобразие и отставание познавательных процессов;

 - меньшая общая двигательная активность;

- нарушение координации движений;

- снижение темпа выполнения движений;

- нарушение ритмичности;

- неточность движений;

- трудности при ориентировке в пространстве [1, 7].

 

В связи с чем основные задачи при работе с родителями по физическому воспитанию детей с нарушением зрения у учителя физической культуры следующие:

- раскрыть значение физического воспитания для детей с нарушением зрения;

- показать роль семьи в соблюдении режима двигательной активности;

- предоставить упражнения, возможные к выполнению в домашних условиях и на открытом воздухе;

- ознакомить с техникой безопасности;

- ознакомить с правилами общения родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В процессе специально организованного процесса физического воспитания детей с нарушением зрения наблюдаются следующие положительные изменения (общие и специфические):

- улучшается общее самочувствие;

- повышаются функциональные возможности организма;

- происходит развитие физических качеств;

- формируется интерес к разным видам деятельности;

- формируются личностные качества;

- повышается общая двигательная активность;

- формируются жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- происходит коррекция и компенсация недостатков физического развития, телосложения, осанки и свода стопы;

- формируются навыки ориентировки в пространстве;

- развиваются зрительные функции.

 

Образ жизни семьи напрямую влияет на образ жизни ребёнка. Наиболее благоприятным фактором, влияющим на здоровье растущего человека, является ведение родителями здорового образа жизни и приобщение к нему своего ребёнка. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему…» (Себастьян Брант, XV-XVI вв.).

 

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением её усилий по физическому, нравственному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества [4].

 

Физические упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях и на улице детям с нарушением зрения (при условии, что все физические упражнения изучены в образовательной организации с учителем физической культуры):

- ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, ускоренная, на носках и т.д.), возможно выполнение ходьбы под музыкальное сопровождение;

- шаги на степ-платформе (ступеньке на лестничной клетке);

- общеподготовительные упражнения, в том числе с предметами (гимнастическая палка, мяч);

- физические упражнения на формирование правильной осанки и правильного свода стопы, коррекцию телосложения;

- упражнения с воздушным шаром;

- разнообразные броски и ловля мяча;

- жонглирование мячами;

- физические упражнения с отягощениями (гантели, утяжелённые мячи, пластиковые бутылки наполненные песком или водой);

- ходьба на открытом воздухе (прогулки);

- выполнение упражнений на уличных тренажерах.

 

Все упражнения с предметами для детей слабовидящих и с остаточным зрением являются хорошей зрительной гимнастикой, при условии выполнения прослеживающей функции глаза [8].

 

Основные правила техники безопасности:

- приступать к выполнению физических упражнений только с хорошим самочувствием и в спортивной форме;

- если занятия проводятся дома, необходимо проветрить помещение, убрать посторонние предметы из-под ног, при выполнении упражнений не должны мешать окружающие предметы;

- для занятий на улице необходимо одеваться по погоде, одному ребёнку не следует находиться вдали от дома;

- заранее приготовить спортивный инвентарь и продумать комплекс физических упражнений;

- самостоятельно выполнять только хорошо изученные упражнения;

- при выполнении упражнений постоянно контролировать самочувствие;

- увеличивать нагрузку можно только постепенно и незначительно;

- при ухудшении самочувствия срочно прекратить выполнение упражнений, по возможности сообщить об этом специалистам (лечащему врачу, школьному фельдшеру, учителю физической культуры);

- после занятий выполнить санитарно-гигиенические процедуры.

 

Правила общения и поведения родителей с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья:

1. Не предъявлять к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен стремиться реализовать свои способности, а не мечты родителей;

2. Не стыдится своего ребёнка;

3. Чаще хвалить ребёнка, даже за незначительные достижения;

4. Говорить с ребёнком спокойным тоном, чаще обнимать;

5. Принимать ребёнка таким, какой он есть (с невнятной речью, странными жестами, фантазиями), стремиться понимать его. Но при этом выполнять  рекомендации логопеда, психолога и других специалистов;

6. Пытаться научить ребёнка бытовым навыкам, ориентировки в доме, общению с другими людьми, правилам поведения в общественных местах, при этом проявлять терпимость;

7. Расширять круг общения ребёнка, общаться с такими же детьми и их семьями, с волонтерами, с учителями и воспитателями.

 

Таким образом, определена объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка с нарушениями в состоянии здоровья, его социализации от воспитательного влияния семьи. Представленные физические упражнения будут способствовать не только психофизическому развитию ребёнка, но и формировать навыки здорового образа жизни ребёнка с нарушением зрения. Описанные правила техники безопасности и общения родителей с ребёнком, имеющим нарушения в состоянии здоровья стойкого характера, сделают физическое воспитание в семье доброжелательным и безопасным.   

 

Список литературы

1.Адаптивная физическая культура в системе специального образования: проблемы, перспективы развития // Материалы международной конференции / Под ред. Л. В. Шапковой, Л. Н. Ростомашвили. - СПб. - ИСПиП, 2009. - 119 с.

2. Варга А. Я. Введение в семейную терапию. / В. А. Варга; - М.: Когитоцентр, 2011. - 184 с.

3. Егорова Е. В. Рождение первого ребёнка, как нормативный кризис в жизни семьи. // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности, 2017. № 1, С. 290-294.

4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика / Защита семьи и детства. М.: «Академия», 2008. - 195 с.

5. Николаева Е.И. Психология семьи. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 368 с.

6. Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех, кто идёт рядом. / О. И. Романчук. - М.: Изд-во Генезис, 2010. - 160 с.

7. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.

8. Шляпникова В.В. Некоторые особенности использования средств физической культуры для достижения наибольшей безопасности на уроках со слепыми и слабовидящими обучающимися // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международному научно-практическому форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности» (21-23 марта 2019г.). – Оренбург, Типография «Экспресс-печать», 2019 - С. 290-292.

Наверх